КЛЮЧИ СЧАСТЬЯ
Алексей Толстой и литературный Петербург

Оглавление

Предисловие

Глава 1. Годы учения (1907–1908)

Талисман

Нецензурная муза

Девочка из другого круга

Жемчуга Алексея Толстого

Фиалка

Русские парижане

Размолвка и рывок

Встреча с Гумилевым

Мэтр

Первые успехи

С Гумилевым в Петербурге: вокруг журнала

«Одна, в плаще весенней мглы»: «Поединок» Гумилева

Дочь колдуна, заколдованный королевич и все-все-все

Клубок аллюзий

Гумилев и творчество Алексея Толстого

 

Глава 2. Проза и театральные затеи (1909–1911)

Уродство, нагота, карнавал

Турнир поэтов

«Я пою и я — ничья»: русалка и Мавка

Хозяйка кукольного дома

Молодая редакция

Хвосты!

Второй Париж

Театральное призвание Алексея Толстого

Кузминское влияние в драме

«Бродячая собака»

 

Глава 3. Конфликт с литературным Петербургом (1912)

«Безмолвная пантомима»

«День Ряполовского»

«Петербургский буерак» Толстого: рассказ «Слякоть»

Эстетический балаган: литературный Петербург в неопубликованной пьесе Алексея Толстого

Предводительница и экстремистка

Кузмин — персонаж Толстого

Кушетка Сони Дымшиц

Кузминское влияние на Толстого: проза

 

Глава 4. Москва и разрыв с Софьей

Новые условия и люди

Тексты травмы

Футуризм

Охлаждение и расставание с Софьей

Своя судьба

Авангардистка

Вокруг расставания

Софья в «Хождении по мукам»

1913 год в романе о революции

 

Глава 5. «Превосходные вещи»: вокруг «Детства Никиты»

Предыстория

Шуаны

Отлучение?

Вандея

«Зеленая палочка»

История публикации

Манифест сменовеховства?

Парижские сугробы

Второй «Никита» и литературная политика

Бунин

Идеология в повести

Структурная неоднородность

Мечтатель и рыцарь

Сиятельный граф от литературы

Претексты «Детства Никиты»

Автопретексты

То, что не вошло в «Детство Никиты»

Автоконтексты

Интертексты

Голубая жизнь

Лес

Часы

Колечко

Коробочка

Звезда

Музыкальный ящичек

Дары и другие интересные вещи

Реставратор ли?

 

Глава 6. Берлинская лазурь: Андрей Белый и оккультные увлечения Алексея Толстого

Андрей Белый и Алексей Толстой: подражания

«Петербург» Белого как отправная точка для Толстого

Белый и Толстой в «серо-буром Берлине»

«Аэлита» как ответ Белому?

Ранние версии

Идеология в «Аэлите»

Оккультизм в романе

Толстой и антропософы

Символистские мотивы: Толстой и Иванов

Нисхождение в «Аэлите»

Литературные претексты

Роман с ключом

Роман без ключа

 

Глава 7. Царскосельские пенаты

«Моя слезница»

Вялотекущий развод

«Полина Гебль» и «Декабристы»: на строгий глаз

Towards Gorki

Инфаркт, кукольный театр Шапориной, «Пиноккио»

Высылка дворян

Семейный купорос

«Парижские кусочки»

«Под зябь»

 

Глава 8. Золотой ключик к Серебряному веку

Инварианты Толстого и «Золотой ключик»

Символические цвета

Часовые механизмы с секретом

Что освещает пыльный луч?

Символизм золотого ключа

Бураттино, или Петрушка

Нисхождение без преображения

К вопросу о новом герое

«Золотой ключик» как очередная «смена вех»

Героини голубенькие и зелененькие

Внутренний шов

Железная крестная

Барсучья нора

Мальвинизация Кати

В защиту Мейерхольда

Реалии сказки

 

Глава 9. «Алешка» и «Аннушка»: литературные отношения Ахматовой и Толстого

Первое знакомство

«Женская темная сила»

«Фантастическая женщина»

Лунная барыня

Клеопатра Невы

Женщина в ложноклассической шали

Поклонение

Помощник

Ташкент

«Некрологический разговор» с Исайей Берлиным

«Суди. От тебя стерплю»

Ахматовское в образе Вяземской

«Эх, ты…»

«Желаю вам другую»

Финал

 

Послесловие

Толстой в разговорах шестидесятых

Вечный сменовеховец

Запаздывание как преимущество

 

Литература

Works with AZEXO page builder