ЛЮБИМЫЙ МОНУМЕНТ

Река – Гаронна, область – Жиронда. Помните Конвент? Левая «Гора» и Правая «Жиронда»? Помните, как начинается великий фильм Вайды «Дантон»? К Робеспьеру приходит цирюльник, мылит шею, бреет…бррр…Сам Дантон не был жирондистом, он потом к ним пристал. Главный город Жиронды – Бордо – взял да и решил поставить памятник жирондистам: в самом центре, около Кафедрального собора.

Памятник должен был увековечить память всех жирондистов. Они были у власти, пока левые не позавидовали и в 1793 году не скормили гильотине 22 депутата от Жиронды в полчаса. Еще человек двадцать жирондистов схватили и казнили поодиночке. С этого и началось самопогрызание революции.

Придумал памятник Жюльен Гюаде, внучатый племянник казненного жирондиста. Придумал в 1860-х, думали двадцать лет и решили – строим!

В конкурсе проектов победил Огюст Бартольди, тот самый, помните Статую Свободы? Он предложил грандиозный фонтан. Выходило дороговато, тогда архитекторы Риш и Дюмилиатр предложили фонтан попроще, его и возвели! Начали строить в 1894 году и работали восемь лет. В 1902 памятник официально открыли. Однако, так и недостроили – осталось вылепить портретные статуи восьми главных депутатов Жиронды: Ролан, Верньо, Бриссо, Бузо… Мадам Ролан! Ее казнили, а через неделю покончил с собой и Ролан. Восемь статуй! Начать и кончить! Увы, воз и ныне там. В 1989 году, спустя почти девяносто лет! Вместо этой так и не реализовавшейся монументальной скульптурной группы установили… мемориальную доску, на которой были начертаны имена всех депутатов Жиронды. Лучше бы слепили восемь статуй, чем… Но по порядку.

Памятник жирондистам представляет собой фонтан, в центре которого высится 43-метровая коринфская мраморная колонна, а на ней – крылатая бронзовая Свобода, разрывающая оковы, работы Бартольди. Нижнюю часть колонны с двух сторон окружают скульптурные группы: одна называется «Триумф Согласия», вторая «Триумф Республики», а также аллегорические фигуры Истории и Красноречия. За них несут ответ Риш и Дюмилиатр.

Также на колонне, пониже Свободы, притулились локальные божества –национальный Галльский петух и мощных статей молодка в обнимку с опорой областной экономики – уткой (это не Леда и лебедь, как думают некоторые). И это не просто утка, а аллегория знаменитого confit de canard – прославленной утиной тушенки.

Пониже полутораспальная аллегория то ли Истории, то ли Красноречия держит подмышкой почему-то нагого Максима Горького с настрадавшимся лицом, но пышными усами. Он несколько меньше размером, наверно, в знак того, что он не понятие. Видимо, этот пожилой голыш изображает здесь французский народ. Максим Горький здесь неуловимо напоминает Ив Монтана с наклеенными усами в роли жадного, хитроватого старого крестьянина. Далее: у Аллегории или у Горького в руках поводья, с помощью которых они правят многочисленными бурно рвущимися вперед и в стороны конями – но конями не простыми, а морскими, потому что у них толстые, гладкие, анакондоподобные мокрые хвосты. Извиваются и всячески кишат. При пересчете лошадок оказалось всего четыре – квадрига, а кажется, целый табун. Я так думаю, что это у нас стихия революции, которую обуздал французский народ в лице депутатов Жиронды. Потому что именно они поначалу приняли власть, пока им Робеспьер не это самое. Чик-чик… Но мокрые, скользкие романтические стихии (с этими хвостами!) вырвались из рук жирондистов, и пошло-поехало, до полного истребления всего, что движется (см. Анатоль Франс «Боги жаждут»). И, наконец, в результате из центрального бассейна вывалились вверх тормашками и угодили в бассейн периферийный три мускулистых юных атлета – опять Аллегории: Лжи (с сорванной маской в руке) и чего-то еще.

Но это еще не все. Пять лет спустя памятник в близком массам стиле муниципального барокко так полюбился народу, что был официально удостоен звания исторического памятника.

Далее я излагаю местную Бордоскую легенду – фольклор, знаете ли… Все шло гладко до Второй мировой войны. Но наступила немецкая оккупация. Тут встал вопрос о том, что памятник пробуждает в покоренных французах такой силы национальное чувство, что оккупанты потребовали убрать его к чортовой матери,- а то взорвем сами! И памятник каким-то образом раскололи, разобрали, распилили, раз– не знаю что! И как это было возможно? – В общем, расчехвостили на сто миллионов переносибельных частей, а части поховали по дворам, зарыли, засунули в погреба и сараи. Интересно, у них был список? «Левое бедро Аллегории красноречия – у папаши Писсанли (амбар, левый задний угол)» – что-то такое.

И враг не догадался. И только после войны постепенно отрыли все и начали складывать головоломку. Реконструкция, по легенде, закончилась лишь в 1969 году.

По нашим прогнозам, скоро начнут делать восемь недостающих статуй, объявят конкурс, победит китаец Вейз Мир и изваяет их в духе минимализма – это будут восемь емкостей, наполненных разных размеров стеклянными шариками. На фоне заходящего над Гаронной солнца это будет самое то.

Works with AZEXO page builder